Карма: философия древней Индии

Восток всегда ассоциировался у европейских и западных жителей с невероятной мудростью, особенно это касается стран южной Азии.

Карма в древнеиндийской философии это своего рода основа, которая присутствует сразу во множестве религиозных учений и формирует их практически полностью. Сейчас это слово стало популярным и его значение исказилось, поэтому мы разберемся, что же представляет собой данное понятие на самом деле.

Что означает карма в древнеиндийской философии

Индия является одним из тех государств, которые пронесли через века свое историческое наследие практически в полном объеме. Конечно, в Азии достаточно большое количество стран характеризуются подобным, но именно в Индии была сохранена древняя мудрость, которая только совершенствуется с годами. Индийские учения же за все эти годы не претерпевали абсолютно никаких изменений, это еще раз подтверждает их гармоничность и правильность.

В последние годы интерес запада относительно Азии и Индии в частности возрос в несколько раз. В основном это заслуга внезапно возросшей популярности йоги. Конечно, в большинстве своем она представляет собой просто спортивную гимнастику и не имеет ничего общего с тем учением, которое носит одноименное название и практикуется в Индии. Однако, не смотря на это несоответствие, многие практикующие начинают больше интересоваться Востоком и углубляются в истинную его природу.

Слово карма также обрело популярность за последние несколько десятилетий. Как и в отношении йоги, Запад в несколько раз упростил само это понятие и ввел в свой обиход. На самом же деле карма являет собой основу практически всех религиозных учений в Индии. Особенная роль ей отводится в двух главных религиях Востока – индуизме и буддизме. Оба этих направления по-своему трактуют данный термин и устанавливают свои собственные правила для последователей.

Если говорить обобщенно, что означает понятие карма в древнеиндийской философии, то получится, что это своего рода закон, который незримо управляет человеческой жизнью. Вне зависимости от того, хотим мы того или нет, любое наше действие или поступок оставляет значимый след на карме, в последствии, когда происходит накопление ее положительной или отрицательной разновидности, карма начинает возвращать нам аналогичные плоды.

Проще говоря, творя добро для других людей, мы делаем не только их жизнь лучше, но и свою. И наоборот, когда человек создает зло, зло возвращается к нему точно также.

Карма в древнеиндийских религиях

Индуизм и буддизм составляет древний религиозный костяк не только в Индии, но и во многих других странах Азии. Именно здесь наиболее подробно описывается схема, по которой происходит накопление той или иной кармы, ее трансформация и влияние на будущую жизнь человека.

В индуизме существуют три кармические разновидности, которые превращаются друг в друга по мере жизни и смерти человека.

Да, согласно древнеиндийской философии карма это определенная энергия, которая присутствует у человека не только во время его жизни, но и после смерти, а затем и в следующей жизни. Подобный круговорот жизни и смерти называется сансарой и подразумевает постоянное перерождение человеческой души в новом теле. При этом происходит сохранение той кармы, которая была накоплена за все время духовного существования и в периоды жизни на Земле. Сначала она накапливается, затем, когда физическая оболочка человека умирает, добавляется к прошлому уже накопленному.

Из этой смеси случайным образом забирается небольшой объем кармы, которая также случайным образом распределяется по будущей жизни души в новой оболочке и остается в ней в виде каких-то событий, или как их еще называют – даров. Эти кармические проявления напрямую зависят от того, какая именно энергия была взята случайным образом из накопленного запаса – положительная или отрицательная. Если первая, то жизнь будет наполнена наслаждениями, счастьем и так далее, если же вторая, то это обычно влечет за собой болезни, нищету и неблагополучие.

Никто не может спрогнозировать какая именно карма будет взята для распределения по будущей жизни.

Именно поэтому следует стараться сделать так, чтобы процент положительной энергии был значительно выше, тогда и шанс того, что она попадет в будущую жизнь, возрастет.

В буддизме дела обстоят несколько иначе. Вообще, обычно карма в индийской философии это чаще всего именно буддийское понятие. Здесь нет столь сложной градации, и кармическое понятие имеет всего две разновидности, которые характеризуются временем их образования – прошлым и настоящим. В первом случае человек ничего поменять уже не может, это конечно остается довольно таки значительным опытом для каждого, поскольку оглядываясь назад мы понимаем где ошиблись.

Но на этой части заострять свое внимание не стоит, а следует полностью сосредоточиться на настоящем. Дело в том, что именно реальный момент является определяющим, в понимании буддизма. Наши действия в прошлом провоцируют те или иные события сейчас, но они незначимы, нынешние же выборы, которые мы делаем, полностью определяют наше будущее. Причем это касается не только жизни после перерождения, но и той жизни, которую мы проживаем в данном теле.

Прочитав все это, может показаться, что целью любого человека является получение положительной кармы и ее накопление, на самом же деле это совсем не так. Дело в том, что высшая цель, что в буддизме, что в индуизме – полное освобождение.

Карма в Индии не часть человека, это невидимые духовные оковы, которые заставляют его душу бесконечно вращаться в цикле сансары и перерождаться бесчисленное множество раз.

Только избавившись от нее полностью становится возможен переход на новый уровень сознания и отрешение от материальных и физических проблем.

Буддийское кармическое учение

В индуизме выход из сансары имеет название мокша, в буддизме же это понятие именуется как нирвана. Но как его достичь? Мнение древнеиндийских религиозных на этот счет немного отличается, однако суть остается примерно одинаковой. Разрушают саму кармическую суть поступки, которые делаются, не основываясь на каких-либо желаниях человека.

Это означает, что полная отрешенность от собственного эго является ключом к достижению нирваны, а если взять за основу счастье других людей, а не себя и поставить данное правило во главу своей жизни, то это обеспечит освобождение души с большой долей вероятности.

К слову, само попадание в сансару связано с тем, что человек слишком углубляется в мир физический. Его не заботит духовное развитие, он сосредоточен сугубо на окружающей его действительности и все его желания и мысли связаны только с этим. Данный процесс также называют осквернением, поскольку душа человека уже не имеет тех свойств, которые были характерны для нее ранее.

Духовная слепота и нежелание заглянуть внутрь себя – все это и является причиной, почему многие души бесконечно вращаются в цикле сансары.

Чтобы же вырваться из этой ловушки достаточно осознать неправильность своих взглядов, а также научиться рассматривать мир и себя с абсолютно другой более сложной стороны.

Лучше понять, как именно можно освободить свой дух из сансары, поможет такое понятие как дхарма. Этот своего рода набор правил и указаний способствует не только поддержанию гармонии внутри себя, но и создает упорядоченность во всем мире. Без соблюдения всех дхармических предписаний невозможно достижение нирваны или мокши, а душа в таком случае будет обречена вращаться в цикле сансары бесконечное количество раз.

Понятие кармы в Индии, а также освобождение от нее очень плотно связывают с колесом дхармы из буддийского учения. Оно имеет три разновидности, которые также называются поворотами. В основе всех трех поворотов лежит следующий принцип: так как у каждого страдания имеется причина, то следует избавить человека от нее, после чего последует избавление и от самого страдания.

Специфика названия связана с тем, что как утверждается, Будда изначально совершил по одному повороту каждого вида, а затем колеса знания сами стали распространяться по территории, как бы перекатываясь от одного последователя к другому. Каждая разновидность поворота подходит только определенной группе людей, поэтому для каждого человека подбор производится индивидуально.

Следует отметить, что практически полную картину учения увидит лишь тот, кто познает все три поворота, поскольку каждый из них имеет недосказанность и трактует те или иные события и явления достаточно однобоко.

Первый поворот

Эта часть учения предназначается сугубо для монахов, которые должны в точности исполнять все указания, описанные в ней. В конечном итоге человек достигает малой нирваны, либо же полного освобождения. Обычно этот поворот предоставляется тем людям, которые пытаются понять природу появления страданий, а также хотят избавиться от них.

Первый поворот дает подробное описание того, как происходит то или иное событие и что является причиной его возникновения. Когда монах принимает эту информацию и усваивает ее, наступает освобождение полное или же частичное.

Второй поворот

Этот поворот также довольно часто именуется великим, поскольку в отличие от первого имеет заметную направленность на других людей, а не столько на себя. Данный поворот преподается не только монахам, но и мирянам, ведь цель его – распространение света и учения. Человек начинает сострадать не только к людям, но и ко всем существам мира. Именно поэтому доступ к данному повороту предоставляется тем людям, которые чувствуют необходимость помогать окружающим и делать добро для них.

Великий путь по-настоящему впечатляет и основывается на столь светлых мотивах, что делает его одним из самых почитаемых в буддийском учении.

Третий поворот

Данный поворот является своего рода высшим знанием, которое доступно только для тех, кто готов принять истинную природу мироздания. Вся информация, предоставляемая в нем, связана с тем, как устроено сознание человека и то, на что оно способно. Именно разум является творцом всего сущего, поэтому цель этого поворота – полное его развитие и передача этого знания другим людям, дабы распространить тот свет, что оно несет.

Данный этап дает наиболее полную информацию, как о самой сути человека, так и об окружающем его мире. Если предыдущие два поворота требуют некоторых пояснений и дополнений, а также кажутся на первый взгляд неполными, то третий создает впечатление стопроцентной законченности и после него не остается абсолютно никаких вопросов.

Как вы, наверное, поняли, карма в древнеиндийской философии это не просто набор положительных и отрицательных поступков. Это, прежде всего, строгая система, которая выступает в роли основы для многих религиозных учений и имеет целый ряд регулирующих ее законов. Кроме того, с кармой связано большое количество понятий, без которых невозможно качественное познание самой сути человека и его сознания, как духовного, так и физического.

Читайте еще больше интересных статей о том, что такое карма и о способах ее очищения.

Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.